© 2018 Ольга Нур

Стиль восточного танца Шааби


ШААБ ( от арабск. -Народ) 

В 1970-х, когда стали популярны кассетные магнитофоны и сопровождающие их бум боксы, музыканты и певцы всего мира смогли продвигать свои записи самостоятельно. Существовало несколько движений по всему миру, которые создавали музыку в жанре «кассетной культуры». Англии и США – панк-музыка, на Ямайке Регги, в Алжире – Раи и в Египте – Шааби. Буквальное происхождение слова Шааби (Sha’bi) на Египетском наречии арабского языка это «простой люд». 
Гамаль Абдель Насер, президент Египта, который вернул Египет египтянам, умер в 1970 году. Политика правительства, которая последовала, открыла двери на Запад. Рабочие люди (Шааби) наконец смогли насладиться экономическим облегчением. Благодаря богатому нефтью Персидскому заливу, арабы нанимали египтян, и их туризму, в Египет деньги текли рекой. Их было достаточно, чтобы кассетные магнитофоны появились во всех домах египтян. Но в 1970-х годах Египет также потерял троих из своих любимых певцов – Фарид аль Атраш, Ум Кальсум и Абдель Халим Хафез. Все это ознаменовало конец золотого века Египта и эпохи чистой, недостижимой любви и подавленной сексуальности. Пришло время, перейти от фантазии и мечты в реальность. Народу нужно было двигаться дальше, и они были готовы объявить войну состоятельному обществу его консервативным правилам, коррупции, стало немного больше денег, но лишь настолько, чтобы понять, что их на самом деле было мало. 

"Голос народа" 
Первый известный Шааби певец, несомненно Ахмед Адауийя – крестный отец шааби музыки. Он использовал голос, чтобы петь песни протеста против социальной несправедливости. Он родился в середине 1940-х годов в семье рабочих (Shaabi) на окраине Маади, район в южной части Каира. Позже он переехал на улицу Мухаммед Али, где сменил профессию сантехника на официанта в кафе. Там он смог представить народные песни и свой знаменитый mawaweel (mawwal – вокальная импровизация, как правило «душераздирающая»). К концу 1960-х годов он Abdel Basit Hamoudaперестал петь на религиозных праздниках mulids и уличных свадьбах, а выступал на свадьбах в отелях высокого класса. Вначале 1970-х он пел регулярно в клубах на Shariaa al Haram. Было продано миллионы кассет с его популярным голосом. С его Балади корнями, скрипучим голосом, прокуренным от кальяна, его незабываемым Mawal и иногда сатирическими текстами, сочетанием современных и традиционных инструментов, с его неотесанностью и его образом жизни, он представлял пример - шаблон для Шааби певцов, которые следовали за ним. 

Музыка в стиле шааби- это звук и голос людей рабочего класса. Многие из этих людей это первое и второе поколение, прибывшее из деревень, они привнесли свое балади (балади означает «из страны») звучание с собой в город. Они объединили Египетскую фольклорную музыку и традиционные народные инструменты с городской музыкой и современными западными инструментами. Хотя, может показаться, что есть какое-то пренебрежение культурными традициями своих песен, но на самом деле – совсем наоборот. Эта музыка более тяготеет к египетской народной, чем музыка и песни модернизированных и прозападных египтян. 

https://www.youtube.com/watch?v=zYc8T5o7R_c 

https://www.youtube.com/watch?v=s_BoBUFxyRo 
Ансамбль Неримэн ( Хореография Ольга Нур)

https://www.youtube.com/watch?v=Q_3zCVn8VEg 
Маргарита Березкина ( хореография  и костюм Ольга Нур)