© 2018 Ольга Нур

Стиль восточного танца Мувашахад


Классическая андалузская музыка берет свое начало в 10-ом веке в арабской Испании. После падения Гранады в 1492 традиции были продолжены в различных странах Северной Африки (Ливия, Тунис, Алжир и Марокко). За столетия в каждой из этих стран развился собственный стиль и школа.
Танец, исполнявшийся при дворе мавров, назывался Мувашахад. Сейчас он утерян. Тот Мувашахад, который сегодня относится к фольклору – это реконструкция известнейшего египетского хореографа-фольклориста Махмуда Реды, основан на реальных источниках средневекового танца IV века , ставшей азбукой, эталоном фольклора.
Несмотря на то, что родиной настоящего арабо-андалузкого танца считается Испания, в музыке к нему нет испанских мотивов. Это классические арабские мелодии и песни, наложенные, как правило, на один ритм, более одного ритма в композиции встречается очень редко. В основе используются сложные ритмы от 2/4 до 6/8 (Самаи, Сумаи Дарж,Масмуди).
В Египте арабская андалузская музыка реконструировалась в  стиле Мувашахад Fuad Abd el Magid в 70-е годы.

Сегодня люди  танцуют под андалузскую музыку на частных вечеринках или на семейных праздниках, особенно в высшем обществе в больших городах Марокко: Фез, Рабат, Тлемсен, Алжир, Константинополь и Тунис. Стиль танца очень изящен, и танцовщицы взмахивают ярко окрашенными платками в арабесках, которые следуют за музыкой. В словах песни говорится и о земных удовольствиях, и о мистической любви к Богу.

Нужно заметить, что этот музыкальный стиль не ограничился только Северной Африкой, но получил распространение и в прочих арабских странах. Так, например, в Алеппо (Сирия), можно и сегодня найти музыкантов, преданных этому стилю по сей день в Сирии и Ливане (Fairouz, Sabah Fakhry,Majda Roumi)
Музыка для андалузии чрезвычайно разнообразна, так как основана на макаме.

Макам - это арабский аналог нашей музыкальной гаммы из определенного набора нот. Однако если гамма основана на полутонах, но в макаме используются четвертьтоны - этим обуславливается огромное разнообразие различных макамов. Чтобы не усложнять, можно сказать, что макам - это определенный мелодический рисунок, ставший традиционным. Их около 40 - наиболее распространенных и традиционных, на деле же гораздо больше. Мелодия в музыке ведется на оуде, рабабе. Ритмов для мувашахат также великое множество, наиболее распрстраненным является САМАИ (на 10/8 или 13/8).

Арабско-андалусские танцы с платками возникли в городской буржуазной среде, так как жители Андалусии принадлежали, в основном, к высшим слоям общества, наиболее богатым и образованным. Именно поэтому они (танцы) коренным образом отличались от более грубых деревенских танцев, таких, как, например, Quled Nail. Основа «городских» танцев – это, прежде всего, изящные, практически незаметные движения бедрами, как, например, «обозначенная» восьмерка, ведь танцевались эти танцы, как правило, в достаточно маленьких помещениях, и амплитудные движения бедрами выглядели бы вульгарно. Большое значение так же придавалось красивым «арабесковым» рукам, движение которых подчеркивалось платками (по одному в каждой руке). Период расцвета арабско-андалусского искусства Магриба датируется приблизительно 16-17 вв.

https://www.youtube.com/watch?v=fyXrx0bCGTY
https://www.youtube.com/watch?v=9wRS37DDBbI 
Ансамбль Неримэн ( хореография и костюмы Ольга Нур)
https://www.youtube.com/watch?v=RHrYU0-uZuU&t=8s
 https://www.youtube.com/watch?v=p7T6bZk9_Rg&t=16s 
https://www.youtube.com/watch?v=dUf4bFhbXKw